Архимедов рычаг. Терапевтическое воображение.

/

27-28 октября  прошёл  долгожданный семинар Владимира Юрьевича Завьялова по теме: «Терапевтическое воображение: секретные технологии дианализа» в Институте дианализа. Присутствовали консультанты-дианалитики и медиаторы, выпускники Новосибирского Центра медиации.

В рамках программы семинара рассмотрены 5 видов воображения по дианалитической типологии видов воображения:

-метафизическое

-воссоздающее

-творческое

-техническое

-мифопоэтическое.

 

Во время погружения в тему «техническое воображение», состоялись размышления о рычаге архимедовом.

крылатое словосочетание Архимедов рычаг.

Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю.

Биографы Архимеда Сиракузского, величайшего математика и механика Древней Греции (ок. 287-212 гг. до нэ.),  рассказывают, что он, установив законы рычага, произнес гордую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю».

Отсюда возникло выражение «Архимедов рычаг», употребляемое в значении: двигательная сила вообще.

 

Рычаг, имея точку опоры, способен сдвинуть с места огромный груз.

С точки зрения психологии: «Рычаг архимедов — механизм управления средой.»

По сути. Небольшой груз (5 кг) это цель личности, которая производит движение рычага. Рычаг — твёрдое убеждение или решение, подкреплённое волей. Рычаг- это своеобразная одержимость идеей.

 

Точкой опоры может служить хорошо сформированный личностный опыт, позитивный пиковый опыт личности.

 

Хорошо организованная система личностного рычага архимедова, способна передвинуть (100 кг) тяжелый груз.

 

В моей практике посещения психиатров во время медосмотров, произошли удивительные события. Психиатры признавали огромным достижением создание методологии Дианализ.

 

Приведу слова одного из психиатров дословно: «Владимир Юрьевич сделал неоценимое дело. Подарил инструмент, который позволяет здраво мыслить и самооздоравливаться.»

 

Во время семинара, я передала мнение психиатра Владимиру Юрьевичу. Ваше достижение, по словам доктора, звучит так: «Завьялов смог передать инструмент для здравомыслия и самооздоровления».

 

Владимир Юрьевич удивился интересу врача к Дианализу. Психиатры, в своё время, проявили большое сопротивление внедрению Дианализа во врачебную практику.

Мною был задан вопрос: «С точки зрения рычага архимедова, что явилось рычагом для создания дианализа?»

Прозвучал уверенный ответ профессора: «Рычагом создания дианализа, было сильное сострадание к студентам, которые приходят обучаться психотерапии. Оно оказалось несгибаемым.»

 

История создания Дианализа начиналась так: «Когда я преподавал психиатрию, мне давали читать лекцию по психотерапии — один час. Я развлекался. Что за один час можно сделать? Я однажды «чудо» совершил. Санитары привезли молодую девицу. Она не могла ни стоять, ни ходить — истерия. Привлек студентов, человек 15-20 парней. «Давайте ладонями крепко прижимайте её к земле — создайте противодействие.»

Говорю: «слушайте мою команду.»  Вижу,- она придавленная. Командую: «Внимание! Отпускайте!»

Она подпрыгнула. «Ну всё. Иди!»- говорю ей. Она, не дожидаясь санитаров,- ушла.

Студенты в шоке. «Вы её вылечили, таким чудесным образом,»- говорю я парням.»

 

Точка опоры формировалась так: «В 1994 году набрали кого попало. От института физиологии поступило предложение — обучить студентов психотерапии. Арсеньев изобрёл свой математический метод отбора студентов. Арсеньев обучал НЛП, а я своему методу. Я понял. Дело было серьёзное. Задача была новой. Мне нужно было преподавать 72 часа.»

 

«Перед одним из занятий, ко мне подошёл молодой студент. С энциклопедией Карвасарского. Спрашивает меня: «Как читать эту книгу? Подряд?»

Я говорю: «Вообще не читай! Такую книгу — опасно читать.»»

 

Я понял: «Надо поставить мышление. С малого начать. Следует начать попытку помогать размышлять.»

Существует ряд учениц, особенно женщин, которые готовы вечно учиться. Горе от ума бывает. Каким образом организовать мышление студента? Передать что самое важное в психотерапии?

 

Лучше не анализировать человека, а стараться с ходу помочь человеку исправить ошибки. Родить вместе терапевтическую идею. Маевтика. Сократовское вопрошание.

Сократ как делал? Приходит человек,- геометрии не знает. Сократ задаёт вопросы с малого, а человек отвечает, отвечает. Выходит к более сложному.

Сократ и говорит: «Он не знал геометрии. Узнал. Ничего не знал, а знания есть. Он помнил. Душа вспомнила. Душа и Бог всё знает. Душа — образ и подобие Бога.»

 

На самом деле Сократ, так вопросы задавал. Сейчас это называют — выводное знание. Сократ восстановил научное воображение.

Нам надо так образы создавать: здоровье, телесность, успешность пером поэтическим, кистью нарисовать.

 

Понимаете, психотерпии трудно научить. Книжки читаешь, получаешь — знания, но не умение лечить.

Точка опоры: «Успешный опыт преподавания психиатрии.» 20 лет преподавал. Мне нравилось преподавать. Я учился у больных. У студентов.

Двухлетний опыт психиатрии, самый тяжёлый. Терапия в отделении неврозов.

И двухлетний опыт консультирования учёных в Академгородке. С этим опытом я пришёл преподавать психиатрию.

 

Дианализ начинался с научной работы «Особенности двух языков.» Клинический подход — психосемантика. И психологический подход — феноменологический,- соединились.

Меня увлекла идея ленинградской школы. Невротический симптом всегда имеет психологическое содержание. Откопаешь психологическое содержание, то тогда — сможешь помочь. Нет содержания — ищи псевдоневроз.

Теория отношений Мясищева и теория невроза — как внутреннего конфликта, привлекли моё внимание. Дальше, всё вылилось в лосевскую концепцию. Архимедов рычаг сработал — породил методологию Дианализ.

 

Вот и прикоснулись к техническому воображению.»

 

Удивительно простое изложение физического и духовного единства личности Спинозы, в исполнении Владимира Юрьевича Завьялова.

 

 

Два дня семинара прошли на одном дыхании. Практика обогатила каждого специалиста, присутствовавшего на встрече с Владимиром Юрьевичем.

 

Автор. Быкова Светлана Викторовна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.