От автора. В огромном поле психологической помощи, можно встретить старт — топики клиентов, содержащих слова-маркеры. Какие они? Что может происходить со смыслами клиента?

Профессия психолога опасна и трудна. Бытует мнение, что психолог Чудо-Богатырь выдержки, равновесия, контейнирования, абсолютного альтруизма, совершенный бессеребренник. Божественное создание, одним словом. Выдержит все испытания. Ему не нужно восстанавливать его ресурсы.

О конечности ресурсов знает сам психолог. Чувствует усталость, потребность в восстановлении собственных сил. Грешен обычными человеческими потребностями: еда, сон, хобби, отдых, спорт и конечно же супервизия (это, правда, не для обычных людей:) ).

Перед психологом встаёт вопрос: «Результативности вложения своих усилий.»  В одну единицу времени,- могу работать только с одним клиентом. В этот момент кто-то не сможет получить своевременную поддержку.

Разумеется, бесплатная консультация не восстановит утраченных ресурсов. В случае «бойкота» клиентом результативности, может появиться ощущение опустошённости. Которое, к сожалению, лишит энтузиазма (магического топлива), который мог бы дать возможность совершить героический рывок — дополнительных консультаций ещё нескольким клиентам.

На какие слова, имеет смысл обратить внимание, что бы передать свои ресурсы по-настоящему страждущему?

Встречались вам в вашей практике «запросы»?

Нет и не будет, но хочу.

У кого учиться? — Сам всё знаю!

Дайте совет абстрактному клиенту.

Верните/отключите эмоции/чувства.

Спасите от созависимости! Созависимость осознаю, но останусь.

Где знакомиться/чем заниматься? — Всё делал!

Нужно ли к психологу? Уже был — не помогло.

Насколько успешными были результаты решения таких вопросов?

Можете ли вы, расширить данный список?

Поразмышляем, о чём могут сообщать такие послания? Обратите внимание на противоречивость высказываний. С точки зрения дианализа , наблюдаются противоречия:

потеря — приобретение;

учитель — ученик;

моё — чужое;

управлять — подчиняться;

спаситель — жертва;

действие — остановка;

болезнь — здоровье.

По сути, это — симптомное поведение. Оно означает попытку избавиться от противоположностей совсем. Что бы они не мешали. Избегание проблем, не решает возникшей трудности, напротив — усугубляет ситуацию. Клиент так же может удерживать противоположности в состоянии конфликта, борьбы или даже, войны. В таком случае, всегда будет чем заняться.

Для чего же даны противоречия, которые определяются в сознании человека?

«Постоянство жизни, в её изменчивости.» Значит признание противоположностей — это обычная жизнь личности, открытой для изменений. Человек всю жизнь созидает неисключённое третье, в котором содержатся обе крайности — ищет путь развития.

«Неизбежные противоречия – двигатель непрерывного развития человека. Они формируют сознание. Они же – источник переживаний и болезней.» Завьялов В.Ю.

Физиология человека устроена мудро. Нераздельными становятся папа и мама, в родившемся ребёнке. Не сливаются воедино личные и общественные потребности. Потребности одновременно единые для всех и выраженные в особенных индивидуальных формах.

Одно из определений личности сформулировано Владимиром Юрьевичем на основе трудов А.Ф. Лосева: «Личность – «неслиянное и нераздельное» единство противоположных начал, вечное становление человека.»

Можно предположить, что разумная жизнь и есть продолжение жизни. Умение выявлять противоположности, создавать из них приемлемое третье — эликсир мудрости, здоровья и долголетия.

Смело ищите противоположности. Объединяйте противоречивые тенденции в созидающее единство.

Долголетия вам!

 

P.S. У каждого психолога остаётся право вступать с клиентом «отвергающим противоположности жизни» в консультативную деятельность или нет.

 

Автор Быкова Светлана Викторовна.

27-28 октября  прошёл  долгожданный семинар Владимира Юрьевича Завьялова по теме: «Терапевтическое воображение: секретные технологии дианализа» в Институте дианализа. Присутствовали консультанты-дианалитики и медиаторы, выпускники Новосибирского Центра медиации.

В рамках программы семинара рассмотрены 5 видов воображения по дианалитической типологии видов воображения:

-метафизическое

-воссоздающее

-творческое

-техническое

-мифопоэтическое.

 

Во время погружения в тему «техническое воображение», состоялись размышления о рычаге архимедовом.

крылатое словосочетание Архимедов рычаг.

Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю.

Биографы Архимеда Сиракузского, величайшего математика и механика Древней Греции (ок. 287-212 гг. до нэ.),  рассказывают, что он, установив законы рычага, произнес гордую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю».

Отсюда возникло выражение «Архимедов рычаг», употребляемое в значении: двигательная сила вообще.

 

Рычаг, имея точку опоры, способен сдвинуть с места огромный груз.

С точки зрения психологии: «Рычаг архимедов — механизм управления средой.»

По сути. Небольшой груз (5 кг) это цель личности, которая производит движение рычага. Рычаг — твёрдое убеждение или решение, подкреплённое волей. Рычаг- это своеобразная одержимость идеей.

 

Точкой опоры может служить хорошо сформированный личностный опыт, позитивный пиковый опыт личности.

 

Хорошо организованная система личностного рычага архимедова, способна передвинуть (100 кг) тяжелый груз.

 

В моей практике посещения психиатров во время медосмотров, произошли удивительные события. Психиатры признавали огромным достижением создание методологии Дианализ.

 

Приведу слова одного из психиатров дословно: «Владимир Юрьевич сделал неоценимое дело. Подарил инструмент, который позволяет здраво мыслить и самооздоравливаться.»

 

Во время семинара, я передала мнение психиатра Владимиру Юрьевичу. Ваше достижение, по словам доктора, звучит так: «Завьялов смог передать инструмент для здравомыслия и самооздоровления».

 

Владимир Юрьевич удивился интересу врача к Дианализу. Психиатры, в своё время, проявили большое сопротивление внедрению Дианализа во врачебную практику.

Мною был задан вопрос: «С точки зрения рычага архимедова, что явилось рычагом для создания дианализа?»

Прозвучал уверенный ответ профессора: «Рычагом создания дианализа, было сильное сострадание к студентам, которые приходят обучаться психотерапии. Оно оказалось несгибаемым.»

 

История создания Дианализа начиналась так: «Когда я преподавал психиатрию, мне давали читать лекцию по психотерапии — один час. Я развлекался. Что за один час можно сделать? Я однажды «чудо» совершил. Санитары привезли молодую девицу. Она не могла ни стоять, ни ходить — истерия. Привлек студентов, человек 15-20 парней. «Давайте ладонями крепко прижимайте её к земле — создайте противодействие.»

Говорю: «слушайте мою команду.»  Вижу,- она придавленная. Командую: «Внимание! Отпускайте!»

Она подпрыгнула. «Ну всё. Иди!»- говорю ей. Она, не дожидаясь санитаров,- ушла.

Студенты в шоке. «Вы её вылечили, таким чудесным образом,»- говорю я парням.»

 

Точка опоры формировалась так: «В 1994 году набрали кого попало. От института физиологии поступило предложение — обучить студентов психотерапии. Арсеньев изобрёл свой математический метод отбора студентов. Арсеньев обучал НЛП, а я своему методу. Я понял. Дело было серьёзное. Задача была новой. Мне нужно было преподавать 72 часа.»

 

«Перед одним из занятий, ко мне подошёл молодой студент. С энциклопедией Карвасарского. Спрашивает меня: «Как читать эту книгу? Подряд?»

Я говорю: «Вообще не читай! Такую книгу — опасно читать.»»

 

Я понял: «Надо поставить мышление. С малого начать. Следует начать попытку помогать размышлять.»

Существует ряд учениц, особенно женщин, которые готовы вечно учиться. Горе от ума бывает. Каким образом организовать мышление студента? Передать что самое важное в психотерапии?

 

Лучше не анализировать человека, а стараться с ходу помочь человеку исправить ошибки. Родить вместе терапевтическую идею. Маевтика. Сократовское вопрошание.

Сократ как делал? Приходит человек,- геометрии не знает. Сократ задаёт вопросы с малого, а человек отвечает, отвечает. Выходит к более сложному.

Сократ и говорит: «Он не знал геометрии. Узнал. Ничего не знал, а знания есть. Он помнил. Душа вспомнила. Душа и Бог всё знает. Душа — образ и подобие Бога.»

 

На самом деле Сократ, так вопросы задавал. Сейчас это называют — выводное знание. Сократ восстановил научное воображение.

Нам надо так образы создавать: здоровье, телесность, успешность пером поэтическим, кистью нарисовать.

 

Понимаете, психотерпии трудно научить. Книжки читаешь, получаешь — знания, но не умение лечить.

Точка опоры: «Успешный опыт преподавания психиатрии.» 20 лет преподавал. Мне нравилось преподавать. Я учился у больных. У студентов.

Двухлетний опыт психиатрии, самый тяжёлый. Терапия в отделении неврозов.

И двухлетний опыт консультирования учёных в Академгородке. С этим опытом я пришёл преподавать психиатрию.

 

Дианализ начинался с научной работы «Особенности двух языков.» Клинический подход — психосемантика. И психологический подход — феноменологический,- соединились.

Меня увлекла идея ленинградской школы. Невротический симптом всегда имеет психологическое содержание. Откопаешь психологическое содержание, то тогда — сможешь помочь. Нет содержания — ищи псевдоневроз.

Теория отношений Мясищева и теория невроза — как внутреннего конфликта, привлекли моё внимание. Дальше, всё вылилось в лосевскую концепцию. Архимедов рычаг сработал — породил методологию Дианализ.

 

Вот и прикоснулись к техническому воображению.»

 

Удивительно простое изложение физического и духовного единства личности Спинозы, в исполнении Владимира Юрьевича Завьялова.

 

 

Два дня семинара прошли на одном дыхании. Практика обогатила каждого специалиста, присутствовавшего на встрече с Владимиром Юрьевичем.

 

Автор. Быкова Светлана Викторовна.

От автора. Много споров ведётся клиентами со специалистами по поводу содержания терапии. Что в себя терапия включает? Какие изменения произойдут? Каким образом эти изменения заметить? За что отвечает психолог, за что клиент во время терапии? По каким признакам узнать, что терапия состоялась?

Изложу коротко мои мысли по поводу содержания терапии.

Одно из определений терапии: терапия – это поиск терапевтической идеи из материала клиента; новое видение решения ситуации.

Клиент обращается за помощью, когда все известные способы опробованы. В сложившейся ситуации, они мало эффективны. Нужно свежее решение.

Правила терапевтического диалога знает специалист. Самые горячие переживания, мысли, события в довольно короткой форме клиент излагает психологу, поясняя свои личностные смыслы, опираясь на вопросы специалиста.

Терапия в чём-то схожа, с пошивом изысканного или практичного костюма, по индивидуальным меркам.

Схожих случаев в жизни много. Решение у каждой личности будет сформировано своё.

С помощью опытного специалиста, терапия может стать:

  • личностным микро открытием;
  • усилением личности;
  • креативным решением;
  • решением точным и практичным;
  • ответственным планом поведения клиента.

Результат терапии направлен на жизнеутверждающую деятельность клиента. Выполнимость и значимость, найденного решения , так же проверяется во время терапевтического диалога.

Интересные важные моменты:

  • контроль, за процессом терапии несёт на себе психолог;
  • в сотрудничество – альянс, поровну вкладываются и специалист, и клиент;
  • к результату стремятся обе стороны терапевтического диалога;
  • с выбранным инструментом исследования трудного вопроса, клиент соглашается в самом начале терапии.

Минимальные знания о терапии, позволяют клиенту уделять особое внимание вопросам психолога и более точному ответу на них. Результативность будет достигнута, благодаря пониманию своей доли ответственности и внесённому личному вкладу в процесс терапии.

Взаимного сотрудничества и результативности желаю вам!

Автор Быкова Светлана Викторовна.

Темы о суицидальном поведении подростков обросли кривотолками, предположениями, домыслами. А между тем, тестирование на предмет наличия признаков жизнеопасного поведения, чем-то схож со своевременным  посещением стоматолога. Обнаружение, предупреждение нарушений психологического здоровья  и восстановление жизненноважных функций — важная задача для взрослых.

Профилактика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении, проводится с основной целью: «В рамках учебного заведения, основной целью массового скрининга риска суицидального поведения среди обучающихся, является выявление лиц с наличием признаков, повышающих вероятность суицидального поведения и для реализации программ профилактики среди учащихся школы. А так же для своевременного направления учащихся с повышенным риском к специалистам: антикризисного кабинета, психотерапевту, психиатру».

Для родителей, учителей особенную важность приобретает тестирование, как отделение демонстративных — модных фраз о самоповреждении от реальной угрозы здоровью подростка.

Врачи знают: болезнь развивается тогда, когда имеются внутренние предпосылки. Внешние факторы воздействуют на уязвимое в организме человека. Ослабленная психика подростка, восприимчива к повторяющимся сильным сигналам  окружающей среды.

Здравомыслие, здоровьесбережение, пока что не стало потребностью каждого члена российского общества.

Взаимное внимательное отношение родителей и детей, помогут во время услышать о возникших трудностях.

В каких направлениях нужно сохранять особое внимание?

Когнитивная теория депрессии Бека, содержит в себе триаду: негативное отношение к себе, непринятие окружающего мира, безнадёжность. Что проявляется у подростка в:

высказываниях о нанесении вреда здоровью;

наличии депрессии;

неодолимом напряжении (наличие аутоагрессии);

резких изменениях в поведении и демонстративность;

ощущении беспомощности и заброшенности;

негативном образе будущего;

непринятии своего тела;

боязни насмешек;

наличии конфликта со сверстниками, в семье, с учителем;

вредные привычки;

асоциальное поведение.

Грамотно построенное тестирование может помочь оценить наличие/отсутствие ресурсов жизненной устойчивости.

Не могу вспомнить,  кто сказал замечательные слова, в которых заключён следующий смысл: «Зрелость личности характеризуется той мерой неопределённости, которую может перенести данная личность».

Можно сделать вывод. Внутренние установки личности обеспечивают оценку актуальной ситуации и готовность этой личности активно продолжать свою жизнь.

Тестирование помогает определить соотношение мыслей/действий против жизни и ресурсов жизненной устойчивости личности.

В случае наблюдения вами нескольких проявлений, из вышеперечисленного списка, обратитесь к педагогу-психологу школы или в антикризисный кабинет. Лучше во время профилактировать поведение, чем длительно трудиться над исправлением серьёзных нарушений психологического здоровья.

Автор: Быкова Светлана Викторовна.

Skype-консультирование приобретает признание, и со стороны клиентов, и со стороны специалистов.

Какие преимущества данной услуги привлекают к себе внимание?

С  развитием сети Интернет,  растет популярность консультаций психологов по Skype .

            Кто выбирает такой вид психологического консультирования и психотерапии?

Клиентами психологов и терапевтов, специализирующихся на Skype — консультировании,  становятся прежде всего жители небольших городов и поселков, в которых еще не развито психологическое сопровождение, либо выбор на рынке психологических услуг не велик.

Граждане России, проживающие в других государствах. Очень часто от таких клиентов слышу, что «местные» врачи или психотерапевты порекомендовали обратиться к психологу на Родине.

Клиенты из других городов, которые хотят работать только с этим психологом, в каком бы городе Мира он не проживал. Почему именно с ним? Ответ на этот вопрос у каждого клиента свой.

Клиенты с фобиями, которым нужна «дополнительная безопасность». Отсутствие физического контакта и чувств, связанных  с присутствием психолога; не нужно идти в незнакомое место (агорафобы, социофобы и аутисты); нет риска задержки в пути.

Skype-консультации удобны клиентам с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве срочной психологической помощи при: утрате близкого человека, совершённых насильственных действиях, резком разрыве отношений с брачным партнёром.

            Ограничивает результативность консультирования по Skype:

  • задержки звука и изображения — миллисекундное промедление в диалоге и развитии образа, отодвигают результат;
  • в квартире клиента отвлекают от консультации звуки людей и животных;
  • видео регистрируется техническими средствами Интернета;
  • по техническим и личным причинам разрыв связи, может привести к некоторому обострению состояния клиента или отсутствию окончательного решения по поднятому вопросу;
  • нет возможности работать с клиентом  через арт-терапию, затруднена проработка с телесными проявлениями.

            В одной из тем: » Консультации через скайп(вебку). Плюсы и минусы такой работы?»,- я озвучила мои наблюдения  об особенностях Skype — консультирования.

«Качество видео очень важно. Однако к небольшим задержкам звука и изображения можно постепенно адаптироваться.
С рождающимися образами, работать сложнее. Здесь миллисекундное промедление рассеивает четкость образа.
С собой психолог может справиться, а клиенту мешают звуки в его квартире.  Отвлекают сильно от диалога со специалистом.  Клиент боится, что его слова могут быть подслушаны его близким окружением.
Для меня стало очевидным: терапевтическая (исцеляющая) идея быстрее и качественнее рождается в личной встрече. В Skype, к результату идем с клиентом дольше.»

Преимуществом, так же можно считать, выбор времени для консультации, не зависимо от часового пояса клиента и специалиста. Обоюдное желание продолжать терапию, в случае переезда клиента на другое место жительства.

Внимание! Рекомендую. В случае проявления суицидальных намерений, срочно обратиться за медицинской помощью — к психиатру. На расстоянии, помощь не сможет быть полноценной.

Подведу итог вышесказанного. Skype- консультирование полезно:

  1. для знакомства со специалистом и окончательного его выбора;
  2. для продолжения долгосрочной терапии в сопровождении вашего психолога;
  3. для решения краткосрочного психологического состояния или локализации свежеполученной травмы;
  4. в случаях с ограничениями в возможностях здоровья.

 

Новые технологии вам в помощь.

С уважением к вам

Быкова Светлана Викторовна.

В современном мире трудно быть клиентом. Обилие рекламных предложений не
сообщает о результативности встреч; особенностях метода и взаимодействия со специалистом.

На моей странице, вы можете прочитать о Дианализе в рубрике «Мои инструменты».

Результативность будет достигнута при установлении альянса во время диалога.

В ожидание результата входит знание того, что на самом деле даёт психолог?

Может ли психолог дать счастье клиенту? Отключить чувства? Удалить (перезагрузить) память?
Принять решение за клиента? Отмерить и подарить любовь? Вместо клиента, деятельно изменять
его личную жизнь?

Психолог не всемогущий. Нет. Не может!

Что может дать психолог? Может дать своё время. Свои знания для поиска личностного смысла.
Дать консультацию по трудному вопросу. Консультант — дианалитик может обучить
здравомыслию, навыкам наиболее точного понимания ситуации и умению принимать
взвешенные решения.

Входите в диалог со специалистом, с осознанием точных возможностей психолога.
Результативных вам решений!

 

Быкова Светлана Викторовна

Первое обращение к психологу сопровождается слабым пониманием процесса консультирования. Возникают сложности в осознании собственного состояния.

  • Что со мною происходит?
  • С чего начать распутывать клубок мыслей, чувств и боли?
  • Будет ли, достигнут результат?

Специалисты, работающие в области психотерапии и психологии, ориентируют клиента на важные моменты:

а) готовность менять себя и нести ответственность за свои действия;

б) принести на консультацию запрос.

Если:

готовность — личное решение; ответственность между специалистом и клиентом разделяется 50 на 50.

То:

запрос сформулировать не просто.

Понятно только одно: «Мне плохо, нестерпимо больно». Что сказать психологу, чтобы получить помощь?

План вашего сообщения простой.

  1. Что случилось? Что подтолкнуло к обращению сейчас?
  2. Какие ваши функции нарушились?
  3. Какие недомогания стали результатом этого нарушения?
  4. Какая проблема встала перед вами?
  5. Что вызвало эту проблему? Ваша гипотеза.

Таким образом, вы выйдете на запрос. Какое новое или прежнее, забытое состояние вы желаете обрести?

Самое главное. Ваш запрос: 1) определит направление движения к желаемому результату; 2) во время консультации будет уточнён и обеспечит солидную экономию ваших средств.

Входите в терапию, активно сотрудничая со специалистом.

Желаю вам. Успешного решения вашего вопроса!

Примите пожелание долголетия и психологического равновесия. Здравомыслия вам!

 

Быкова Светлана Викторовна